Насколько сегодня важно и действительно нужно готовить ребёнка к школе?
Конечно, важно и нужно. В процессе подготовки к обучению ребенок постепенно знакомится с учебной деятельностью, учится усидчивости, социализируется в коллективе. Будущий школьник осваивает навык выполнения трудных заданий до конца, что способствует повышению его самооценки. Поэтому педагог и родители должны делать все, чтобы у ребенка присутствовало желание добиваться хороших результатов в деятельности, которой он занят, особенно на том этапе, пока ему не все удается. В противном случае будущий школьник может не только потерять уверенность в своих силах, но и приобрести страх перед собственными ошибками.
Как нужно ребенка готовить к школе, существуют ли какие-то особенности этой подготовки?
Главное в подготовке ребёнка к школе — это не приобретение запаса знаний и не умение писать или считать. Здесь необходима общая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности. Готовить ребенка к обучению – это значит учить его учиться и как результат – привить умение учиться самостоятельно. Сначала делать это надо в игровой форме с небольшими элементами учебной деятельности. Затем постепенно нужно увеличивать время учебы. Особенно трудные задания должны осваиваться в игре, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности ребенка. Отсутствие фантазии, неспособность рифмовать слова, неумение весело и интересно провести досуг, часто связаны с тем, что в детстве ребёнок мало играл.
В каком возрасте лучше начинать подготовку к школе?
В общем, все родители начинают заниматься развитием детей уже с рождения: играют с ними, учат правильно высказывать свои мысли, рисовать, наблюдать за природой, читают им книжки, рассказывают сказки, вместе с детьми мастерят или конструируют что-то. Это естественные виды деятельности для дошкольника, способствующие его всестороннему развитию. Но, ни в коем случае, не стоит раньше 5-6 лет усаживать ребёнка за парту.
Что нужно знать родителям для проведения дома занятий со своим ребенком?
Домашние занятия с ребенком очень полезны, но они не должны быть для ребенка принудительными. Его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол, нужно постараться увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и так далее.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Можно выделить 8 направлений, по которым ребенок должен развивать умение и навыки: речь, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве, мелкая моторика, элементарные математические представления, психологическая зрелость.
Речь:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- производить простейший звуковой анализ слов;
- обладать хорошим словарным запасом;
- грамматически правильно строить предложения;
- самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по сюжетным картинкам;
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уметь выразить свою мысль);
- передавать интонацией различные чувства.
Внимание:
- внимательно слушать взрослого;
- самостоятельно удерживать внимание на важной информации;
- сосредоточенно, не отвлекаясь, работать по инструкции 10-15 минут;
- самостоятельно замечать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность.
Память:
- Преобладает непроизвольная память, однако для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель – запомнить, приложив свою волю.
Мышление:
- свободно сравнивать предметы и явления;
- выделять важные признаки, владеть обобщающими понятиями;
- ориентироваться в последовательности событий, устанавливать причинно-следственные связи;
- рассуждать, делать выводы, доказывать свои убеждения.
Ориентировка в пространстве:
- ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;
- свободно распознавать понятия: верх, низ, право, лево, под, над, между, перед;
Мелкая моторика:
- правильно держать карандаш;
- рисовать, штриховать, обводить по контуру…
- выполнять простые графические движения;
Элементарные математические представления:
- считать до 10 и обратно, определять состав числа;
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10;
- сравнивать по длине, ширине, высоте до 10 предметов, раскладывать их в убывающем порядке.
- составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;
- распознавать геометрические формы;
Психосоциальная зрелость.
Дошкольник должен:
- называть свою фамилию, имя;
- называть фамилию, имя, отчество родителей;
- знать свой домашний адрес;
- знать сколько ему лет и дату своего рождения.