Концепция образования в Православной гимназии «Светоч» при Никольском храме с. Сидоровское Одинцовского р-на Московской области.
1. Введение
Всесторонний кризис, связанный с глубокими изменениями и потрясениями в духовно-нравственных, социально-экономических, политических и всех прочих отношениях современного общества, в полной мере затрагивает и школу, как существенную и неотъемлемую часть этого общества. Все более очевидной становится неэффективность традиционно существующей системы школьного образования. Причем, в большей степени это касается не столько даже конкретного образования, сколько нравственного воспитания, духовного здоровья и нравственной устойчивости выпускников школ.
В настоящий период разнообразия новаций в школьном образовании предлагается множество различных выходов из сложившейся ситуации. Однако, для православного человека представляется несомненным, что реальное разрешение этих проблем (причем, как школы, так и общества в целом) может быть найдено только на религиозной основе и осуществлено путем воцерковления образования и воспитания. Этим и обусловлена потребность создания нами Православной гимназия.
2. Цели и методы образования
В чем же видится нам конечная цель образования, и какими бы хотелось нам видеть выпускников нашей школы?
Конечную цель образования в нашей гимназии мы видим в формировании у учащихся личной ответственности за свою жизнь и за происходящее в обществе на основе православного миропонимания. Или, иными словами, гимназия должна готовить своих учеников к полноценной жизни верующего человека в современном мире. Это означает, что окончивший гимназию человек должен иметь реальное представление об окружающем его мире и его законах, а также быть ориентированным на поиск своего места в этом мире. Понятно, что для этого он должен быть, с одной стороны, достаточно (на уровне государственного стандарта) образован светски, чтобы быть способным контактировать с современным быстро меняющимся миром; с другой – быть способным самостоятельно и ответственно мыслить и иметь достаточно устойчивую систему нравственных ценностей, для оценки своих взаимоотношений с миром, что дается практикой религиозной жизни.
Существенным моментом является также то, что учащиеся получают образование не ради самих себя и своих эгоистических или тщеславных интересов, но как подготовку к последующему социальному служению тем или иным образом. Представляется, что человек, ориентированный таким образом еще в школе, сможет или совсем избежать, или, по крайней мере, правильно выйти из многих горьких потрясений и жизненных катастроф современного мира.
Отсюда вытекают следующие основные задачи:
– создание наиболее благоприятных условий для гармоничного развития духовно-нравственных, интеллектуальных, душевных и физических способностей учащихся. Формирование здоровой христианской среды обучения и воспитания ребенка.
– содействие возобновлению прерванных традиций русской православной культуры и христианского благочестия русского народа.
Для разрешения этих задач Православная гимназия «Светоч» осуществляет следующие виды деятельности:
– обеспечивает базисную общеобразовательную подготовку учащихся в объеме полной общеобразовательной школы;
– проводит углубленное преподавание общеобразовательных дисциплин по авторским и государственным программам с сохранением базового компонента среднего образования, а также основ православной культуры, церковно-славянского языка (5-7 кл.), Закона Божиего, истории Церкви и, возможно, некоторых церковных ремесел;
– способствует воспитанию детей в Православной вере и формированию устойчивой христианской нравственности, а также способности к творческому и ответственному труду и самообразованию.
Необходимо особо отметить, что приведенные выше основные задачи тесно связаны между собой, и представляется, что организационные, педагогические, воспитательно-нравственные и иные задачи, стоящие перед Православной гимназией, наиболее удачно могут быть разрешены на основе лучших традиций и форм церковной жизни России, а именно – возрождение живой полноценной жизни церковного прихода (общины).
3. Связь Православной школы с приходской жизнью
Живая тесная связь Православной гимназии с жизнью прихода является чрезвычайно важной и рассматривается как один из фундаментальных компонентов образовательного процесса, без которого сформулированная выше цель школы вряд ли может быть достигнута. Этому имеются следующие основания.
Общей проблемой образования вообще, а религиозного образования в особенности, является разрыв с реальной жизнью и теми задачами, которые эта жизнь ставит уже сейчас и поставит далее перед выпускниками школы при первом же столкновении с ней. Следствием этого является, с одной стороны, то, что учащиеся оказываются не в состоянии грамотным и нравственно приемлемым образом разрешать вставшие перед ними серьезные жизненные задачи, а с другой – теряют интерес к образованию, понимая (и часто вполне справедливо) его практическую ненужность или даже вредность.
Еще одним печальным последствием этого разрыва является то, что в результате такого бесполезного, с точки зрения конкретной предметной практики, образования ребенок может на всю оставшуюся жизнь утерять способность к свободному, творчески-активному и ответственному проявлению своей личности вообще и, в результате, окажется неспособным к конструктивному участию в каком-либо общественно-значимом деле. А это, в свою очередь, ведет к духовно-нравственной и физической деградации и отдельной личности, и народа в целом.
Учитывая все это, мы полагаем, что необходимо уделить особенное внимание преодолению этого разрыва и попытаться максимально возможным образом связать преподавание с потребностями практической жизни и реальным участием в ней. Такое участие не является заданностью, оно не появляется само по себе, ему надо учить. И в этом-то обучении приходская жизнь открывает множество замечательных возможностей. Укажем некоторые.
Из педагогического опыта известно, что ребенок во многом формируется сначала подражанием окружающим его, потом – следуя выбранному из этих окружающих авторитету. Особенно важным в этом смысле является семейное окружение. Однако семей, живущих живой церковной жизнью и сохранивших здоровые духовные традиции, чрезвычайно мало. Существенно большую часть верующих составляют люди лишь только начинающие церковную жизнь.
По этой причине представляется, что эту задачу – создания здорового духовного окружения–в немалой степени могла бы взять на себя церковная община, как, впрочем, и бывало во времена более-менее нормального устроения религиозной жизни в нашей стране. И это неудивительно, ведь Церковь – семья по природе своей. Воспитать человека, способного к любви, по-видимому, возможно только в любви, а реальность жизни прихода в значительно большей степени соответствует духу любви, чем реальность жизни отдельных семей.
Особым средством духовного воспитания и образования является, конечно, участие в богослужебной жизни храма – общая молитва, клиросное чтение, пение в хоре и др. Но в то же время понятно, что здесь нельзя забегать вперед и навязывать участие в богослужении насильно.
Из педагогического опыта также известно, что обучение становится гораздо более быстрым, успешным и плодотворным, когда оно является не чем-то отвлеченным, но конкретно-живым, связанным с твоей сегодняшней жизнью, когда из внешнего навязывания оно становится вхождением в реальную жизнь, а точнее – введением в эту жизнь. И это представляется весьма важным – необходимо, чтобы кто-то вводил ребенка в ту или иную область жизни – умения или знания, создавая как бы некоторое сопрягающее звено.
Думается, что нормально живущий приход может стать самым оптимальным таким звеном. И связано это с тем, что жизнь полноценно живущего прихода очень многогранна – помимо богослужения это и строительно-реставрационная деятельность, и художественно-производственная, издательская, катехизаторская, просветительная, образовательная, благотворительная, паломническая, сельскохозяйственная и многие другие виды деятельности. И все они требуют участия, для которого необходимы вполне конкретные и разносторонние знания. Вовлечение учащихся в жизнь прихода может стать тем стимулом, который пробудит личностную заинтересованность в учебе и стремление прилагать свои знания к практике, причем к практике духовно здоровой, осмысленной и общественно-ценной.
Кроме того, церковный приход является тем местом, где сходится и сплетается множество человеческих жизней и судеб. Они проходят здесь от рождения и крещения до смерти и отпевания, со своими радостями и страданиями, трудом, падениями и восстаниями, грехом и его преодолением, – словом, всем тем, что является реальной жизнью. И знакомство с этими реальностями может быть очень полезным и эффективным воспитательным элементом, отрезвляющим и закаляющим ребенка.
Еще одним важным воспитательным моментом является управление школой и разрешение спорных, особенно конфликтных ситуаций, которые так или иначе будут возникать во взаимоотношениях учащихся, родителей, педагогов, должностных лиц и иных работников. Подобные вопросы рассматриваются, как это и закреплено в Уставе гимназии, Учредителем гимназии, который является ее высшим органом управления, и решение Учредителя считается окончательным. Однако само рассмотрение и вынесение решения осуществляется совместно с педагогическим советом церковно приемлемыми способами и на основании церковных критериев и норм поведения.
4. Учебный план и учебные программы
Рассмотрение разнообразных экспериментов, проводимых в школьном образовании в последнее время, приводит к выводу, что исторически сложившийся базисный компонент образования, т.е. перечень изучаемых предметов и отведенное на них количество часов, является вполне приемлемым. Более того, любые радикальные изменения его должны быть тщательно взвешенными и проводиться с осторожностью.
Думается, что, в конечном счете, наиболее существенным для качества образования является не столько базисный план, который есть только некоторая внешняя форма, сколько реальное содержание, которым эта форма будет наполнена. А это определяется уже во многом личностью преподавателя, его профессиональными навыками и особенностями его методики преподавания. Поэтому наша школа (по крайней мере, в начальный период) в целом не предполагает существенным образом отклоняться от учебного плана и программ, принятых для государственных школ.
Конечно, учебные программы и преподавание некоторых предметов, таких как: история и предметы историко-социального цикла, литература, этика, культурологические предметы, биология, отчасти, быть может, физика, – должны быть существенно переработаны. Необходимость этого связана с тем, что традиционное преподавание (вышеназванных предметов в особенности), сложившееся в советский период, было очень предвзято, идеологически направлено и приспособлено к весьма определенным, «сверху» заданным целям. В результате содержание этого образования несовместимо не только с христианским миропониманием, но и с честными непредвзятыми взглядами современной науки.
Здесь вообще необходимо заметить, что честное научное мышление никоим образом не противоречит христианскому миропониманию и не является чем-то ему враждебным, как это порой пытались изобразить. Более того, научные открытия двадцатого века выстраивают картину мира все ближе и ближе подходящую и часто уже прямо смыкающуюся с религиозным пониманием мира. Никакое по-настоящему глубокое научное образование не является само по себе препятствием к вере, но даже скорее наоборот, помогает ей, поэтому Православная вера не относится враждебно или пренебрежительно к человеческому разуму, образованию и учености, лишь призывая их к большей трезвости, внимательности и осторожности.
Естественно, что, являясь Православной гимназией, к базовому компоненту образования мы добавляем предметы богословского цикла. При этом мы не предполагаем перенасыщать учебный план излишним богословием. Как уже говорилось, наша гимназия должна быть Православной не из-за наличия в ней богословских предметов, а, в первую очередь, по своему строю жизни. Воспитание вообще является более важным, чем образование, потому что духовно и интеллектуально правильно воспитанный и сформировавшийся человек может довольно быстро самостоятельно или с помощью других освоить ту область знаний (и богословских в том числе) и практических навыков, которых потребует от него реальная жизнь. Преподавание предметов богословского цикла основывается на программах, одобренных и рекомендованных Отделом религиозного образования и катехизации Московской Патриархии.
* * *
Структура преподавания предметов богословского цикла:
1 - 2 класс: Введение в христианское вероучение (предварительные понятия)
3 класс: Ветхий Завет
4 класс: Ветхий Завет – Новый Завет
5 класс: Новый Завет
6 класс: История Христианской Церкви
7 класс: История Русской Православной Церкви
8 класс: Духовное краеведение Подмосковья
9 класс: Литургика (Богослужение РПЦ)
10 класс: Православная антропология
11 класс: Православная антропология
В 5 и 6 классах учащиеся изучают церковно-славянский язык.